Подача абонентом Декларации состава сточных вод

Вопрос: наше предприятие подало декларацию о составе и свойствах сточных вод организации ВКХ 26.10.2023 года. Организация ВКХ отказала нам по следующим причинам:

1. Наше предприятие представило за 2 года Протоколы контроля и состава сточных вод, сделанные аккредитованной лабораторией, с которой у нас заключен договор. Организация ВКХ отказывается их принимать.

2. Требуют представить данные по показателям, которые отсутствую как в их протоколах, так и в протоколах лаборатории, с которой у нас заключен договор - ЛОС, никель, сульфиды.

3. Считают, что с нашей стороны нарушены сроки подачи декларации, т.к. декларацию они не приняли, а документы мы дослали уже после 1 ноября.

Правомерны ли действия организации ВКХ?

Ответ:

1.   Необоснованный отказ Водоканала в принятии декларации не допускается. Водоканал праве направить абоненту отказ в принятии декларации с обоснованием, предусмотренным пунктом 130 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (Правила № 644) в течение 15 дней после получения декларации от абонента. В случае, если такой отказ абоненту Водоканал не направил декларация считается принятой (см. судебную практику далее).

2.   В случае отказа в принятии декларации в установленный срок с соответствующим обоснованием абонент вправе в нормально необходимое для этого время устранить замечания водоканала и вновь направить в водоканал декларацию. Водоканал обязан её снова рассмотреть вне зависимости от того, что исправленная декларация подана уже после 1 ноября года, предшествующего году, на который подаётся декларация, и в случае отсутствия замечаний – принять декларацию, а в случае наличия основания для отказа – вновь отказать в течение 15 дней после получения исправленной декларации от абонента с обоснованием причин. Этот процесс не имеет ограничения по срокам. Исправленная декларация начинает действовать с первого числа месяца, следующего за месяцем принятии декларации водоканалом. В период до принятия абонентом декларации считается, что она отсутствует. Абонент вправе направить иск в суд о понуждении водоканала принять декларацию с того момента, когда декларация будет соответствовать всем требованиям законодательства.

3.   Обязанность абонента представлять подтверждающие фактический состав сточных вод протоколы анализов состава сбрасываемых им сточных вод законодательством не предусмотрена. Абонент вправе самостоятельно определить состав сбрасываемых им сточных вод как при наличии, так и при отсутствии результатов их анализов. Отсутствие результатов анализов не является основанием для отказа в принятии водоканалом декларации (такое основание отказа не предусмотрено пунктом 130 Правил № 644). В соответствии с пунктом 129 (абзац 2) значения фактических концентраций определяются абонентом путем ОЦЕНКИ результатов анализов, а не путём ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ водоканалу таких результатов. Абонент вправе определять состав сточных вод таким способом, каким считает необходимым, а водоканал вправе контролировать соблюдение абонентом предоставленных абонентом в декларации сведений.

4.   В декларации должен быть приведён весь перечень веществ, который предусмотрен приложением № 5 к Правилам № 644 и нормативами состава сточных вод, утверждёнными для данной централизованной системы водоотведения. Отсутствие в декларации любого из показателей, предусмотренных этими документами, или указание в декларации значений этих показателей, равных нулю, является основанием для отклонения в принятии декларации. Абонент вправе указать в декларации значения показателей загрязнений, предусмотренных приложением № 5 к Правилам № 644.

5.   В то же время необходимо отметить, что пунктом 130(1) Правил № 644 декларация прекращает действие при выявлении водоканалом превышения максимально допустимых значений концентраций загрязняющих веществ, не указанных абонентом в декларации (что свидетельствует об отсутствии основания в признании недействительной поданной абонентом декларации при отсутствии в ней всего перечня веществ, предусмотренных Правилами № 644, если такая декларация ранее была водоканалом принята и если абонент не нарушил (не превысил) требования к составу сточных вод или установленные нормативы состава сточных вод по этим веществам.

 

Судебная практика:

Постановление 2 ААС от 20.12.2023 по делу № А82-7921/2023

https://kad.arbitr.ru/Card/2ea63bd1-0ade-4152-bb83-9c97b2a918ad

"Право абонента на подачу декларации после 1 ноября года, предшествующего году, на который она подается, по смыслу пунктов 125, 127 и 130 Правил № 644 в их системном толковании предполагает распространение действия декларации на период, следующий за ее принятием организацией водопроводно-коммунального хозяйства, поскольку декларация фиксирует текущие параметры состава и свойства сточных вод абонента, которые абонент обязуется соблюдать в период ее действия. Указанный правовой подход направлен на соблюдение баланса прав и интересов абонента и организации ВКХ в случае подачи декларации после 1 ноября предшествующего года.

Иное означало бы наличие у организации ВКХ неограниченного усмотрения на принятие либо отказ в принятии декларации, поданной за пределами 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация, что недопустимо."

 

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 06.06.2022 по делу А67-8313/2021

https://kad.arbitr.ru/Card/cac55a99-b491-4f05-a6a5-5fc6389a983a

"Таким образом, предусмотренное пунктом 130 Правил № 644 право организации ВКХ не принимать декларацию, не соответствующую установленным требованиям и (или) поданную по истечении нормативно установленного срока, не может осуществляться произвольно, а подлежит реализации при условии соблюдения прав абонента на своевременное и полное информирование о недостатках поданной декларации, а также предоставления ему эффективной возможности устранения таких недостатков даже за пределами 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация, с распространением правового значения исправленной декларации на период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая декларация была принята (или должна была быть принята) для осуществления контроля организацией ВКХ (по аналогии с пунктом 127 Правил № 644).

Иное означало бы наличие у организации ВКХ неограниченного усмотрения на принятие либо отказ в принятии декларации, поданной за пределами 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация (в том числе, независимо от причин, по которым абонент не реализовал такую обязанность), что недопустимо."

Возврат к списку